Дизельный генератор — это автономный источник электроэнергии, незаменимый на производстве, стройплощадках, в больницах и поселках. В статье разберем устройство агрегата, описание принципа работы ДЭС (дизельной электростанции), правила эксплуатации и критерии выбора.
Устройство дизель-генератора
Элементы конструкции
ДГУ состоит из:
- Дизельного двигателя — преобразует энергию сгорания топлива в механическую.
- Альтернатора (генератора) — создает электрический ток за счет вращения вала.
- Рамы — стальная основа, поглощающая вибрации.
- Системы охлаждения — поддерживает температуру двигателя (жидкостная или воздушная).
- Глушителя — снижает уровень шума.
- Топливной системы — включает бак, фильтры, насосы и форсунки.
- Панели управления (контроллера) – для управления, отображения параметров, сигнализации о нештатных и аварийных ситуациях.
Компоненты связаны между собой: работа ДЭС невозможна без синхронизации двигателя с альтернатором. Конструкция модульная — это упрощает замену деталей, модернизацию.

Основные агрегаты и вспомогательные системы
- Двигатель — мощность зависит от модели (от 5 до 3000 кВт). Работает на дизтопливе, КПД до 45%.
- Альтернатор — бывает синхронным (точное напряжение) или асинхронным (простая конструкция).
- Система управления — контролирует параметры: напряжение, частоту, температуру.
- Топливная система — очищает горючее от примесей, подает его в камеру сгорания.
- Система смазки — уменьшает износ движущихся частей.
Отличие от бензиновых и газовых аналогов: дизель-генераторы экономичнее, долговечнее, но требуют регулярного ТО.
Принцип работы дизельного генератора (ДГУ)
Как происходит выработка энергии
- Топливо впрыскивается в камеру сгорания.
- Поршень сжимает смесь, она воспламеняется (без свечей зажигания).
- Энергия взрыва толкает поршень, вращая коленвал.
- Вал передает вращение ротору генератора.
- В обмотках статора возникает электромагнитное поле, генерирующее переменный ток.

Особенности синхронного генератора
- Поддерживает стабильные параметры напряжения (±1%).
- Выдерживает пиковые нагрузки (например, пуск двигателей).
- Позволяет подключать несколько ДГУ параллельно.
90% современных дизельных генераторов оснащены синхронными альтернаторами, что повышает безопасность установки для чувствительной техники.